Вы просматриваете Главная > Путешествие по Европе > На прохладных берегах острова Шпицберген

На прохладных берегах острова Шпицберген

На прохладных берегах острова Шпицберген

Мы летим между густых туч, в следствии этого не заметно ни зги. Неожиданно наш аэроплан прорывается через облака, и мы видим под собой ослепительно белые арктические просторы. Потрясающая вид!

Невыполнимо отвести взор от голубых фьордов, ледников и покрытых снежным покровом гор. Молчаливая заснеженная пустыня простирается до самого горизонта. Впереди мишень нашего путешествия – архипелаг Шпицберген, находящийся близко от Северного полюса, меж 74 и 81 градусом северной широты.

Первые упоминания об архипелаге (норвежцы именуют его Свальбард, собственно значит «холодный край») встречаются в исландских сагах, имеющих отношение к 1194 году. Хотя исключительно четыре столетия через, в 1596 году, Шпицберген был замечен на карте.

В что год экспедиция голландского мореплавателя Виллема Баренца отправилась на норд. Когда-то вахтенный матрос с мачты отметил на горизонте неведомую территорию с зубчатыми горными вершинами.

Странники достигли северо-западной части архипелага, которую Баренц нарек «Шпицберген», или же «острые горы». И уже это наименование одевает и еше основной остров архипелага.

В последствии открытия Баренца к Шпицбергену устремились китобои, охотники на тюленей и пушного зверя, а еще исследователи. С годами начали промышлять уголь, стали приезжать научные работники и туристы. Длительное время богатствами Шпицбергена использовали некоторое количество государств, хотя в 1925 году архипелаг перешел под управление Норвегии.

Вечная мерзлота и северное блеск

Наш аэроплан снижается над Ис-фьордом и приземляется в аэропорту острова Шпицберген. Мы садимся в ждущий нас автомашину и двигаемся в местечко Лонгьир, вышеназванный по имени американского промышленника Джона Лонгьира, который в 1906 году открыл тут первую угольную шахту.

Лонгьир – величайший местечко на Шпицбергене. Его общественность оформляет практически 2000 человек. Посреди безлюдных мест и первозданной природы мы видим прогрессивный местечко с этими обычными для нас супермаркетом, почтой, банком, библиотекой, школами, дошкольными учреждениями, отелями, кафе, ресторанами, клиникой и редакцией печатные издания.

Лонгьир – самый нордовый во всем мире местечко этого объема – находится за 78 градусом северной широты.

Мы сняли комнату в отелю, в которой ранее жили шахтеры. Отель возвышается над местечком, и из нее открывается вид на величественную гору Юртфьеллет. В данный момент октябрь, и горы покрыты снежным покровом.

В долине снегопада пока же нет, хотя территория закована в добротную броню. Это вечная мерзлота. За короткое лето оттаивает исключительно верхний слой грунта. Все-таки спасибо теплым ветрам и океаническому течению климат тут не подобный жестокий, будто в иных арктических районах на данной широте.

Из окошки отели заметны залитые солнцем горы и долины, погруженные в синеватую мглу. В Лонгьире солнце не поднимается над горизонтом с 26 октября по 16 февраля. И исключительно свет северного сияния нередко озаряет тьму длительной полярной ночи.

Если взглянуть под другим углом, весной и летом солнце на архипелаге Шпицберген сияет в том числе и в полночь, и над Лонгьиром оно не заходит с 20 апреля по 23 августа.

Архипелаг Шпицберген (Норвегия)

Растительный и звериный вселенная

В настоящее время 8 градусов холода и дует дерзкий вихрь, хотя небо ясное. Мы идем осматривать окрестности. Проводник приглашает нас подняться на гору Саркофаген и додуматься до ледника Лонгьир. В период роста по ледяным склонам он сообщает про то, собственно весной и летом тут распускается очень большое масса изящных цветов.

Растительный вселенная Шпицбергена удивительно разнообразен: тут произрастает возле 170 видов цветковых растений. Самые популярные – это белые или же желтые маки и благоухающие пурпурные камнеломки.

Взбираясь по заснеженному склону, мы отметили цепочку отпечатков куропатки, единственной немигрирующей птицы Шпицбергена. Все иные птицы, эти, будто кайры, небольшие гагарки, всевозможные виды чаек и морские песочники, улетают на зюйд. Тем более примечательны полярные крачки. Почти все из них отправляются зимовать на иную сторону земного шара, в Антарктику.

А и отпечатки песца. Данный коварный зверь всеяден: он не пренебрегает падалью и отбросами, хотя с превеликим удовольствием дополняет свое рацион птенцами и яйцами из гнезд.

Песец – одинешенек из двух наземных млекопитающих, коренных жителей Шпицбергена. А иной – это благодушный нордовый олень. За время присутствия на Шпицбергене нам некоторое количество раз получилось увидать его слишком недалеко причем даже сфотографировать.

У северного оленя короткие ноги и густой плотный меха. Осенью олень как будто слишком толстым, ибо за лето накапливает подкожный жир, который может помочь ему протянуть жестокую зиму.

Владельца арктических просторов, белого медведя, почти все относят к морским млекопитающим, ибо бо’льшую доля года он проводит на дрейфующих льдах, охотясь на тюленей. Хотя по одиночке медведи имеют все шансы встретиться практически во всех уголках острова Шпицберген.

Наш проводник предполагает, собственно сего не произойти, впрочем он захватил с собой ружье, ибо белоснежный косолапыймишка случается слишком агрессивным.

Потому что с 1973 года ловля на белых медведей запрещена, любой раз, как только убивают медведя, ведется расследование оснований инциденты. Но количество белых медведей на Шпицбергене существенно возросла, будущее сего величественного зверя все-таки вызывает тревогу.

Арктика исключительно на первоначальный взор белая и чистая, хотя токсические отходы, эти, будто полихлорированный дифенил, загрязняют находящуюся вокруг среду. Вредные препараты накапливаются в организме белых медведей, ибо они считаются последним звеном в пищевой цепи, и это кишечная инфекция сказывается на их способности к размножению.

Достигнув вершины Саркофагена, мы замерли от восторга – отдаленные заснеженные горы делали панораму изумительной красоты. На юго-западе возвышалась залитая солнцем величественная гора Норденшельда, вдалеке под нами виднелся Лонгьир, а над головой раскинулось голубое небо Арктики.

Нам казалось, собственно мы стоим на вершине мира. Подкрепившись хлебом и «пуншем» – напитком из сока черной смородины, сахара и кипятка, – мы приготовились к спуску.

Остров Шпицберген (Норвегия)

Добыча угля и угроза животному миру

Очередным приключением, которое презентовал нам Шпицберген, стало посещение тогдашней шахты. Наш высокий проводник, искусный проходчик, повел нас в шахту №3, расположенную на краю Лонгьира.

Надев комбинезоны и каски с фонариком, мы вслед за ним отправились вглубь горы. Проводник поведал нам, собственно добыча угля – это ведущая область индустрии Шпицбергена с начала ХХ века.

Немало лет век шахтеров была тут слишком жестокой. Нередко им приходилось ползти на четвереньках по горным выработкам, или же штольням, которые были проложены в угольных пластах и кое-где не достигали и метра в высоту.

Мы испробовали проползти и не позавидовали шахтерам. Их работа был ужасно нелегким, в воздухе висела пыль, стоял несносный гул и неустанно грозила опасность обвала и взрыва газа. В настоящее время используются наиболее безупречные способы. Добыча угля – как и прежде почва экономики Шпицбергена, хотя в последние десятилетия все бо’льшую роль поиграет туризм.

Люди длительное время не отдавали себе отчет, как уязвим звериный вселенная Арктики. Ловля на китов, моржей, оленей, медведей и прочих животных привела к что, собственно кое-какие адепты фауны оказались на грани устранения. Впрочем природоохранные меры разрешили возобновить количество кое-каких редкостных видов животных.

Рай для геологов

Шпицберген именуют «раем для геологов». Тут слишком скудная растительность, в следствии этого вид напоминает картинке из учебника по геологии.

Мы что особенности геологической структуры гор, которые состоят из конкретно различимых пластов и в следствии этого смахивают на имеющий несколько слоев пирог. Тут встречаются горные породы всех геологических эпох.

Одни сложились из песка и глины, иные – из органических отложений. Немало веков обратно остатки растений и животных были покрыты глиной и остались будто окаменелости, которые возможно открыть в горных породах всех геологических периодов.

В музее Шпицбергена мы заметили немало ископаемых фрагментов теплолюбивых растений и животных. Это заявляет про то, собственно ранее климат на архипелаге был гораздо теплее. В кое-каких пространствах на Шпицбергене толщина угольных пластов достигает 5 метров!

В слоях угля найдены ископаемые остатки будто хвойных, что и лиственных деревьев. Следы отпечатков травоядного динозавра – очередное свидетельство, собственно прежде тут был наиболее плавные климат и изобилие растительности.

Будто возможно пояснить это существенное перемена климата? Мы задали вопрос про это геолога Торфинна Кьернета, представителя Управления горных дел в Лонгьире. Он заявил, собственно, учитывая мнение большинства ученых, это объясняется перемещением материков.

Геологи заявляют, собственно Шпицберген пребывает на тектонической плите, которая на протяжении длительного времени переезжает к северу, можно, из экваториальных широт. Сообразно спутниковым исследованиям, в данный момент Шпицберген дрейфует к северо-востоку со скоростью два сантиметра в год.

Хотя вот наше интересное путешествие подошло к концу, и мы отправляемся в возвратный дорога. Необъятные арктические просторы, приспособившиеся к районным условиям животные и необычные растения побудили нас подумать о разнообразии творений, о незначительности человека и про то, будто мы, люди, обязаны беспокоиться о природе.

Улетая на зюйд, мы кинули прощальный взор на прохладные берега Шпицбергена – через густые желтоватые тучи в бледно-розовых лучах полуденного солнца сияли заснеженные вершины.

Метки:


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.